Немного о педагогическом наследии Дж. Локка

Тип статьи:
Авторская

Каждая эпоха, ставя перед педагогикой вопросы, требующие решения с учетом запросов общества, порождает не только свое поколение педагогических инноваций, но и педагогов новаторов, которые, учитывая требования своего времени, выступают выразителями передовых педагогических идей и поднимают на новый уровень роль воспитания и образования.

Без уважения к традициям и завоеваниям отечественного и зарубежного образования, без знания трудов великих педагогов прошлого, чьи имена, преодолевая века, вписаны в мировую историю, невозможно выработать современную позицию, которая в дальнейшем может стать ориентиром совершенствования в педагогической деятельности и фундаментом для построения новой педагогики.

__________________________________________________________________

В данной статье остановимся на педагогическом наследии Дж. Локка.

Джон Локк (1632-1704) – английский педагог и философ, один из основоположников эмпирико-материалистической теории познания.

В труде по теоретической философии «Опыт о человеческом разуме», законченном в 1689 году, он развил теорию эмпиризма, выдвинутую ранее Ф. Бэконом и Т. Гоббсом. Дж. Локк в данной работе утверждал, что знания и идеи не даны нам с рождения (ум ребенка при рождении можно рассматривать как – «незаполненный чистый лист»); знания и идеи основываются на опыте. Опыт, с точки зрения приобретения знаний, складывается из ощущений.

Именно с этих позиций – отрицания врожденных знаний и идей и признания опыта как основы знания – была определена роль воспитания в развитии детей в педагогических трудах, в частности в сочинении «Мысли о воспитании» 1693г.

Новаторство Дж. Локка — он рассматривал процесс становления и воспитания человека как единство физического, умственного и психического его развития. Он выступал против зубрежки; предложил использовать игровые формы обучения; использовать при обучении книги с картинками; предавая большое значение самообразованию, он настаивал на том, что дети должны уметь рассуждать: именно умение рассуждать позволяет приобретать знания самостоятельно. Дж. Локк осмыслил гуманное отношение к ребенку. Он утверждал, что необходим индивидуальный подход, что приемы воспитания и обучения должны соответствовать возрастным категориям, что необходимы мотивация и стимулы в учебной деятельности. Не исключая телесные наказания, как метод поддержания дисциплины, он утверждал, что они должны использоваться как исключительная мера.

Безусловно, что для лучшего понимания идей Дж. Локка лучше всего прочитать его труды в подлиннике и привязать его научные взгляды к политической обстановке в стране в период жизни ученого. Но, даже кратко изложенные в статье идеи Дж. Локка подтверждают и сегодня актуальность его педагогического наследия.

В заключение не могу не отметить, что его мысли о физическом воспитании и здоровье, и крылатое высказывание «Здоровый дух в здоровом теле» актуальны в современном мире не только у педагогов.