Школьное образование и информационные технологии

Тип статьи:
Авторская

На каждом этапе развития общества, как правило, изменения в какой-либо одной из сфер его деятельности влекут изменения в системе образования. Это можно объяснить тем, что перспективное направление развития всего общества измеряется и прогнозируется не только экономическими показателями, но возможностями использования интеллектуального потенциала, позволяющего внедрить что-либо новое, инновационное в профессиональную деятельность.

Начиная с конца 20 века, Российская Федерация постепенно переходит на новый более высокий уровень своего развития – информационное общество. Наше государство, решая проблемы, связанные с противоречием большого объема информации и «информационного голода», и отдавая главную роль достижениям науки (в теории и практики) в областях информационной деятельности и информационных технологий, открывает перед образованием новые возможности, связанные с обновлением всех компонентов образовательного процесса на базе информационных технологий.

Система образования, построенная с учетом использования информационных технологий (сокращенно ИТ) (в соответствии с английской аббревиатурой Information Technology (сокращенно IT (ай-ти), открывает для учителей и учащихся новые возможности, соответственно, в преподавании и получении знаний, сочетая как традиционные, так и современные средства обучения, и обеспечивая преемственность достижений науки своих предшественников с инновациями. В частности, использованиеинформационных технологий, позволит:

— оптимизировать и повысить эффективность учебного процесса, его содержание, соотнеся его с современным уровнем научного знания;

-приобщить учащихся к информационной цивилизации;

— раскрыть способности учащихся;

— повысить мотивацию учащихся к обучению.

Таким образом, возрастание интереса в отечественной педагогике к использованию информационных технологий оправдано.

При этом необходимо понимать, что сегодня, с появлением компьютеров, произошла подмена понятия «информационные технологии». Под информационными технологиями стали подразумевать компьютерные технологии, ставшие сегодня наиболее эффективным способом работы с информацией по принципу «действие человека – ответ компьютера», позволяющему доступно и достаточно просто получить и передать информацию.

Если учесть, что информационные технологии существовали на всех этапах развития человечества (так, использование первобытным человеком накальных рисунков – это доступный для своего времени способ работы с информацией), то современное понятие термина «информационные технологии» как «компьютерные технологии», безусловно, намного уже. Такое понятийное ограничение, возможно, приведет в дальнейшем и к ограничению области использования данного термина – информационные технологии.

Тем не менее, информационные технологии – это инновации в образовании, и современная школа уже сейчас должна делать первые шаги в части использования информационных технологий в образовательном процессе.